Развитие цифровых технологий не только перевело большинство финансовых услуг в электронный формат, но и дало начало финансово технической революции в нашей стране. Как новые технологии в банковской сфере меняют жизнь казахстанцев, мы разобрались вместе с экспертами.
В 2025 году финансовый сектор получил значительный сдвиг. Банки из обычных финансовых организаций постепенно превращаются в целые экосистемы, не имеющие четких границ деятельности и предоставляющие не только финансовые услуги. Новые технологии и искусственный интеллект открывает новые вызовы перед Национальным банком, заставляя его становится более технологичным и открытым для инноваций. Регулятор изменяет подходы и методики контроля за деятельностью банков и других финансовых организаций.
Так к концу 2025 года планируется окончательно перейти к концепции «Цифрового Национального банка». Другими словами можно сказать, что это будет большая экосистема, включающая в себя одновременно два контролирующих органа – непосредственно Национальный банк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Описанная концепция предполагает, что Национальный банк будет развиваться согласно принципу тотальной цифровизации. Благодаря такому вектору развития весь финансовый сектор получит новый импульс роста. В первую очередь будет создана цифровая финансовая инфраструктура. Это совокупность управленческих и технических решений, направленных на то, чтобы финансовый сектор все более и более ориентировался на нужды и потребности клиентов.
У получателей финансовых услуг должна быть возможность легко, быстро и безопасно совершать операции со своими деньгами – переводить со счета на счет, менять валюту, обналичивать и т.п. При этом пользователи должны быть уверены в абсолютной сохранности своих персональных данных. Финансовые организации будут более активно и открыто конкурировать на финансовом рынке, повышая качество услуг и снижая их стоимость.
Национальный банк планирует создавать и развивать клиентоориентированые сервисы. Суть их будет заключаться в том, что именно клиент, а не банк устанавливает правила предоставления услуг. Главным «двигателем» конкуренции на финансовом рынке станет потребитель.
Для достижения данной цели Национальный банк разработал множество инноваций.
Во-первых, в 2025 году будет окончательно введена в работу платформа Оpen AI. С ее помощью казахстанцы смогут совершать операции со своими деньгами, размещенными в разных банках, посредством единого интерфейса. К этому сервису до конца года должны подключиться все банки второго уровня.
Во-вторых, планируется запустить пилотный проект платформы цифрового тенге. Напомним, что цифровые тенге – это «умная» валюта, которая может быть запрограммирована под любые задачи. В прошлом году было протестировано 10 вариантов применения цифрового тенге.
Летом 2024-го Национальный фонд передал первый транш цифровых денег, целью которого является контроль их целевого использования. Данный механизм будет использоваться в различных видах государственных расходов, например, при проведении госзакупок и инвестировании реального сектора экономики. По сведениям регулятора, в конце 2024 года в обороте находилось около 250 млрд. цифровых тенге.
Кроме этого в жизнь внедрен совместный проект с Министерством финансов, направленный на цифровизацию НДС. Суть проекта заключается в том, чтобы предприниматели могли получать вычеты по налогу в более оперативном порядке.
В прошлом году почти окончательно введена в действие целевая модель Межбанковская система платежных карт. В 2025 году начнет свое развитие еще одна целевая программа – «Национальный карточный свитч», обеспечивающий безопасные и бесперебойные карточные платежи. Партнерами в реализации этого проекта стали Национальный банк РК и платежные системы UnionPay и Mastercard.
Вместе с этим начал свою работу Национальный антифорд-центр. Основная цель его деятельности заключается в борьбе с кредитно-финансовым мошенничеством. Это своеобразный коллективный иммунитет, в котором объединились банки второго уровня, регуляторы и профильные государственные структуры. По статистике Национального банка антифорд-центр уже показал высокие результаты своей деятельности. Так в прошлом году было предотвращено мошеннических транзакций более, чем на 600 млн.тенге.
Также 13 января 2025 года в Казахстане заработал единый стандарт межбанковского обмена информацией - ISO 20022.
Цифровизация требует создания новых адекватных методик контроля в финансовом секторе. Для достижения этой цели регулятор вывел систему мониторинга и обработки данных в цифровое поле.
До конца 2025 года должна полноценно заработать платформа, предназначенная для цифровизации контроля и надзора в финансовом секторе. Ее функционал, использующий искусственный интеллект и машинное обучение, позволит обрабатывать и сохранять большие массивы информации. Вместе с этим АРРФР создало собственный сервис Super App. В его приложении объединены все инструменты надзорного регулирования. Задача этого сервиса заключается в том, чтобы минимизировать рыночные издержки, связанные с регулярной подачей отчетности, и увеличить аналитические возможности регулятора.
Для получения решения по кредиту, пожалуйста, заполните свои данные
Нажимая «Продолжить», я даю согласие
на сбор и обработку персональных
данных, пользовательское соглашение