Чтобы купить жилье в ипотеку, казахстанцам нужен первоначальный взнос. Его минимальный размер составляет 10% от стоимости недвижимости. Такая сумма требуется банкам, предлагающим льготные кредиты – «Бакытты отбасы» и «Шанырак». Но первоначальный взнос имеется далеко не у всех желающих. Некоторые категории заёмщиков могут рассчитывать на государственную субсидию, средствами которой он будет оплачен.
Максимальная сумма государственной помощи не превышает 1,5 миллиона тенге. Предлагается она только в рамках льготных программ кредитования. Получить ее могут граждане, которые относятся к категории социально уязвимых слоев населения. В их список входят:
Все указанные категории казахстанцев должны иметь регистрацию в качестве лиц, нуждающихся в жилье. Пройти такую регистрацию можно в режиме онлайн через портал eGov.kz или обратившись в ЦОН. Кроме этого, совокупный доход претендента должен быть не выше 3,1 прожиточного минимума на каждого члена семьи. В 2023 году в денежном выражении это составит 125 757 тенге на человека.
Согласно положениям приказа Мининдустрии от 20.06.2019 г. № 417, в случае превышения указанного денежного показателя заявитель тоже может получить государственную помощь, но уже не в виде безвозмездной субсидии, а в виде бюджетного кредита с льготной процентной ставкой – 0,01% годовых сроком на 15 лет.
Для этого необходимо выбрать банк, предлагающий льготную ипотеку по программе «Бакытты отбасы» или «Шанырак», подать заявку и вместе с этим сообщить о своем намерении получить сертификат для погашения первоначального взноса. В случае одобрения заявки следует обратиться в местный уполномоченный орган. В каждом городе за выдачу субсидий отвечают разные учреждения. Например, в Алматы этим занимается Управление жилищной политики, в Таразе – Отдел жилищных отношений, в Шымкенте заявки подаются только онлайн, через портал kezekte.kz
Несмотря на то, что рассмотрение вопроса входит в компетенцию разных структур, список документов везде один и тот же:
Помимо этого потребуются справки, подтверждающие социально уязвимый статус заявителя. Например, документы, свидетельствующие о присвоении государственных наград многодетных матерей; удостоверение многодетной семьи (выдается через портал Электронного правительства или в ЦОНе); медицинские справки об инвалидности и т.п.
Копии указанных документов прилагаются к заявлению на получение государственной субсидии и направляются в уполномоченный орган. Направить их можно тремя способами:
Ответ предоставляется в течение 3 рабочих дней. В случае положительного решения заявитель получит сертификат, подтверждающий право на государственную субсидию или мотивированный отказ. Причиной отказа, как правило, становится нехватка обязательных документов, отсутствие регистрации в качестве лица, нуждающегося в жилье, отсутствие статуса социально уязвимой категории населения.
В течение 2 рабочих дней после получения решения о предоставлении сертификата заявитель обязан заключить с уполномоченным органом соответствующее соглашение. Не позднее одного дня после подписания этого соглашения уполномоченный орган перечисляет 1,5 млн.тенге на эскроу-счет заявителя, открытый в банке, в ктором планируется оформление ипотеки. После постпуления денег на эскроу-счет, финансовая организация заключается с заемщиком договор ипотечного кредитования с применением жилищного сертификата. Причем заём должен быть оформлен в течение 15 дней после поступления денег на счет. В случае пропуска указанного срока банк обязан вернуть субсидию уполномоченному органу. При этом заявитель не лишается права повторно просить о предоставлении госпомощи. Одни человек может получить только один жилищный сертификат.
Материальная помощь оказывается из средств бюджета, запланированного на текущий финансовый год. Поэтому срок предоставления сертификата нужно уточнять заранее, еще до обращения в банк. Когда денег в местном бюджете на оказание госпомощи не хватает, об этом СМИ делается соответствующее объявление. В таком случае все заявки, которые остались без удовлетворения, переводятся на следующий финансовый год. Может случиться и так, что человек получит одобрение банка, но сертификат ему выдадут только в следующем году. Из-за чего придется повторно собирать документы, подавать заявку, тратить силы и время.