Некоторые цифровые-сервисы работают по принципу подписки. Вначале вас просят нажать кнопку «Подписаться», ввести данные банковской карты, и только потом вы получаете доступ к контенту. При этом пользователи часто не учитывают, что подписавшись, они автоматически дают согласие на регулярное списание оплаты. В итоге человек сервисом не пользуется, а деньги у него ежемесячно «уходят» в неизвестном направлении. Как в такой ситуации вернуть свои кровные, разбираемся в статье.
Нормативных документов, которые бы регулировали возврат денег за электронную подписку, в Казахстане не существует. Считается, что подписка, по сути, является той же услугой, поэтому к ней можно применять положения Закона РК «О защите прав потребителей».
Посетители онлайн-сервисов также должны внимательно читать пользовательские соглашения. Именно в этих документах, как правило, содержится вся информация по вопросам оплаты. Однако многие не придают пользовательскому соглашению должного значения и просто пролистывают его, в конце поставив галочку «Согласен». Если нет желания читать обширный текст полностью, все же обратите внимание на пункты, посвященные оплате услуг и отказу от пользования сайтом.
Некоторые соглашения содержат пункты о том, что посетитель по своему желанию не может отказаться от получения услуг, что яко бы для этого должно пройти несколько месяцев или наступить какие-то условия и т.п. Знайте, такие положения ничтожны. По закону потребитель имеет право отказаться от подписки в любой момент по собственному желанию. Однако в данной ситуации есть два нюанса.
Если услуга была надлежащего качества, то вернуть за нее деньги, скорее всего, не удастся. За исключением случаев, когда вы сможете, что называется, по-человечески договориться с исполнителем. Но так договориться можно только, если вы видите человека вживую или можете побеседовать с ним по телефону.
С менеджером платного сервиса поговорить вживую довольно сложно. Придется искать контакты, долго дозваниваться или ждать ответа на сообщение и т.п. Но если вам все же удастся связаться с представителями сайта лично, и они пойдут вам навстречу, то вполне возможно, что и деньги вам вернут. Однако при этом с вас вычтут гонорар за то время, которое вы фактически пользовались подпиской. Но опять же на практике случаи добровольного возврата являются скорее исключением, чем правилом.
Но есть и ситуации, при которых администрация сайта обязана вернуть уплаченные средства в полном объеме. К таким ситуациям относится предоставление услуг ненадлежащего качества. В контексте онлайн-подписки ненадлежащее качество может выражаться:
В такой ситуации вам необходимо связаться с администрацией сайта (как мы уже писали, придется запастись терпением). Лучше всего составить письменную претензию, перечислить в ней все недостатки и ясно обозначить требование – возврат уплаченной суммы в «таком-то» размере. Нужно также установить срок возврата. Обычно это 10 дней.
Претензия может быть напечатана на компьютере или написана от руки. Желательно, чтобы на ней была «живая» подпись пользователя. Для этого документ нужно распечатать, подписать, а затем для отправки отсканировать.
К претензии нужно приложить документ, подтверждающий списание с карты. Это может быть чек или снимок экрана. Можно также запросить в банке соответствующую справку.
После этого сканированную копию подписанной претензии с приложенным документом отправляйте поставщику услуги. Сделать это можно6
Если в течение 10 дней администрация сервиса не отреагирует на ваше обращение, вы можете подать письменную жалобу в Комитет по защите прав потребителей или обратиться в суд с иском о взыскании суммы.
В отличие от большинства сервисов Google Play возвращает деньги за некачественные продукты относительно безболезненно. Площадка имеет собственную Политику возврата средств. Согласно ее положениям пользователь может вернуть сумму оплаты в течение 48 часов после покупки. Исключением являются аудиокниги, книги, фильмы и телепередачи, за которые вы заплатили, но не загрузили на устройство. За них деньги можно вернуть в течение 7 дней.
Запросить возврат средств за покупку в Google Play можно следующим образом:
Возврат производится в течение 48 часов. Если при обработке запроса возникли какие-то неполадки (запрос не отправляется или обрабатывается слишком долго и т.п.), вы можете обратиться к разработчику. Для этого в программе имеется опция «Контакт с разработчиком».
Вернуть деньги за подписку в App Store тоже довольно просто. Для этого нужно:
Запрос рассматривается 48 часов. Время перечисления средств на счет зависит от особенностей работы банка, в котором вы обслуживаетесь.