После печально известных землетрясений в Турции, а затем и в Алматы, казахстанцы начали проявлять активный интерес к страхованию недвижимости от стихийных бедствий. Страховка в подобных случаях позволяет хотя бы частично возместить потери. В статье мы разобрались, как защитить собственность от ударов стихии и выбрать страховую компанию с наиболее выгодными условиями.
Прежде, чем рассматривать тему статьи, имеет смысл коротко ознакомить читателей с основными понятиями из области страхования:
Рассматриваемый продукт предлагают многие казахстанские страховщики:
Застраховать свое имущество от пожаров и наводнений могут не только простые граждане, но и юридические лица. Купить полис можно на следующие виды собственности:
Стоимость полиса в разных компаниях определяется по-разному. Где-то устанавливают фиксированный процент от рыночной стоимости объекта, где-то определяют цену в зависимости от его характеристик. Страховой полис на объект недвижимости будет стоить несколько десятков тысяч тенге или от 0,1% от стоимости объекта в год.
В целом можно сказать, что стоимость полиса и размер страховой суммы зависит от следующих факторов:
Этот список параметров не является исчерпывающим. Специалисты, определяющие цену страховки, могут учитывать и другие факторы, в зависимости от особенностей имущества.
Договор страхования составляется в письменном виде на казахском или русском языке. Иногда предлагаются универсальные варианты, в которых уже содержится текст на обоих языках. Клиент имеет право указать в качестве выгодоприобретателя как самого себя, так и другого человека или организацию.
Отметим, что на законодательном уровне вопрос о переводе страхования имущества от стихийных бедствий в категорию обязательных видов страхования рассматривался еще в 2014-2015 годах. Однако решение так и не было принято. На волне этих обсуждения компания «Номад Иншуранс» разработала собственный продукт «Страхование от землетрясений». Но услуга не пользовалась спросом, и ее упразднили.
В целом эксперты утверждают, что в Казахстане еще слабо развита культура страхования. Люди не торопятся отдавать свои деньги, если их к этому не принуждает закон. Поэтому добровольное страхование в нашей стране на крайне низком уровне. Председатель правления АО СК «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов считает, что большая часть полисов покупается в рамках ипотеки. Банк обязывает застраховать залоговое имущество, и клиенту некуда деваться. Порядка 50% жилой недвижимости в Казахстане находится в ипотеке, по которой страхование от стихийных бедствий является обязательным. Поэтому можно смело утверждать, что в среднем полвина домов и квартир в Казахстане по умолчанию уже застрахованы от землетрясений и наводнений.
Список страховых случаев каждая компания разрабатывает по-своему. Однако в целом можно сказать, что обычно в него входят:
При наступлении страхового случая выгодоприобретатель или страхователь должен связаться со страховой компанией и сообщить о сложившейся ситуации. Сделать это можно либо по телефону, либо лично посетив офис компании. Сотрудник объяснит, какие документы нужно подготовить. Как правило, в данный список входят:
Эти документы заявитель передает сотрудникам страховщика и ждет решения. Рассматриваются они в течение 15 рабочих дней. При положительном исходе деньги выплачиваются на 15-16 рабочий день. В случае отказа или недостаточности выплаты клиент имеет право направить страховщику претензию с соответствующим требованием. Но, как правило, подобные претензии остаются без удовлетворения. В такой ситуации можно обратиться к страховому омбудсмену, приложив к обращению все документы и ответ компании. Омбудсмен пересматривает дело, и в большинстве случае решает спор в пользу заявителя.