Регистрация ИП в Казахстане быстрая и несложная процедура, которая занимает не больше 10 минут. Открыть собственное дело вы можете, не отходя от компьютера. Для этого нужно иметь под рукой удостоверение личности и действующую электронно-цифровую подпись.
Регистрация ИП проходит в режиме онлайн, на портале Электронного правительства. Цифровой формат был внедрен в 2017 году и действовал наряду с явочной (бумажной) системой оформления. А в 2022 процедура полностью перешла режим онлайн. Благодаря этому предприниматели избавились от бюрократической волокиты.
Само по себе открытие ИП не предполагает какой-то специальной последовательности процедур. Суть его заключается лишь в том, что субъект уведомляет уполномоченные органы о начале своей деятельности. Существует несколько вариантов отправки такого уведомления:
Далее рассмотрим каждый способ в отдельности
Условно рассматриваемую процедуру можно разделить на следующие этапы:
Уведомление сразу поступает в налоговые органы, где в течение 1 дня проводится проверка данных. Талон о регистрации ИП вы получите в свой личный кабинет на портале eGov.kz, в разделе «Мои разрешительные документы». Этот талон желательно распечатать или в виде электронного документа хранить на смартфоне. Поскольку он часто требуется при совершении различных коммерческих операций.
Некоторые банки разрабатывают собственные электронные сервисы, с помощью которых вы можете открыть ИП двумя способами:
Для получения услуги потребуется пройти процедуру идентификации по видео либо путем перехода через портал eGov.kz. После этого вам нужно будет заполнить регистрационную форму – указать свои ФИО, адрес, вид деятельности, систему налогообложения и т.п. В целом весь процесс занимает не больше 5 минут.
Открытие бизнеса через банковский сервис имеет преимущество перед обращением на платформу Egov.kz. Регистрируя ИП через банк, вы одновременно можете открыть счет для бизнеса и оформить корпоративную платежную карту.
На главное странице приложения найти категорию «Госуслуги» и «Зарегистрировать ИП». Затем в регистрационной форме указываете свою фамилию, основной вид деятельности по необходимости можно указать и дополнительные виды деятельности. После этого нажимаете на кнопку «Выбрать налоговый режим». Напомним, что оптимальный вариант для ИП – это упрощенная система налогообложения. Когда форма будет заполнена, нажимаете кнопку «Подписать», и всё. Новый индивидуальный предприниматель зарегистрирован.
Если у вас нет возможности воспользоваться онлайн-сервисами, вы можете обратиться в Центр обслуживания населения. Здесь регистрация также будет проходить в электронном формате, но менеджер центра проведет ее от вашего имени сам или поможет вам сделать это в секторе самообслуживания. Услуга оказывается бесплатно. При себе следует иметь только удостоверение личности и носитель с электронно-цифровой подписью.
Несмотря на максимальную простоту, процедура открытия имеет свои сложности. Основная сложность, с которой сталкиваются многие предприниматели - это отказ уполномоченного органа. Его причиной могут служить следующие обстоятельства:
Также причиной отказа в открытии субъекта может являться технический сбой. Если вы уверены, что в документах и в собственной биографии у вас все в порядке, но при этом вам пришел отрицательный ответ, отправьте уведомление заново. Вполне возможно, что в следующий раз ваш бизнес будет зарегистрирован.
Напомним, что открывать ИП для занятия бизнесом обязательно в двух случаях – если вы планируете принимать на работу сотрудников и/или ваш доход превышает 12 минимальных заработных плат в течение года. В 2023 году этот показатель составляет 840 тысяч тенге.