Vsebanki / Статьи / Ограничение на льготные кредиты бизнесу: мнения банков и последствия для предпринимателей

Ограничение на льготные кредиты бизнесу: мнения банков и последствия для предпринимателей

Сегодня банки второго уровня все чаще жалуются на активный рост льготного кредитования бизнеса. Банкиры уверены, что подобный рост создает нездоровую конкуренцию между банковским сектором и государством. Бизнес хочет льготы, что, в свою очередь, тормозит рост банковского «нельготного» кредитования и мешает развитию финансовой составляющей государства.

Мнения экспертов

Руководитель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРФРР) Мадина Абылкасымова отреагировав на недовольство, представила депутатам мажилиса законопроект вносящий изменения в банковское законодательство. Изменения направлены на усиление конкуренции в банковской сфере, привлечение на рынок новых игроков, повышение свободной ликвидности банков. Под ликвидностью банка понимается его способность полностью и своевременно выполнять обязательства перед вкладчиками и партнерами.

Также отметим, что за несколько дней до выхода в свет этого законопроекта президент Токаев выразил мнение о необходимости ужесточения государственной политики в области льготного кредитования бизнеса.

Помимо этого в начале 2025 года представители финансового сообщества выражали надежду на принятие нового закона, который бы мог стимулировать коммерческое (нельготное) кредитования частных компаний и ИП. 

Но в действительности развитие банковского кредитного сектора сильно «стопорится» из-за льготного кредитования с низкими процентными ставками. 

По словам Мадины Абылкасымовой новый законопроект не направлен на ограничение финансовых преференций для бизнеса. Документ вообще не затрагивает области, связанные с финансированием коммерческих субъектов. Руководитель АРФРР сообщила, что законопроект регулирует юридические основы банковской сферы и микрофинансовых организаций на всех этапах их существования – от появления на свет до предполагаемого прекращения деятельности. 

Но вместе с этим глава Агентства не оспаривает наличие тревожной ситуации с льготным кредитованием. Он напомнила, что в Казахстане профильные министерства, как и в любых других цивилизованных странах, имеют право финансировать на лояльных условиях компании, занятые в приоритетных сферах экономики. Данные программы осуществляются через институты развития:

  1. Фонд развития предпринимательства «Даму». Сегодня фонд все больше концентрируется на предоставлении гарантий. 
  2. Национальный управляющий холдинг «Байтерек», финансирующий инновации и экспорта.
  3. АО «Банк развития Казахстана», занимающийся льготным кредитованием обрабатывающей промышленности, а также стратегических инвестиционных проектов.
  4. РБК «Лизинг» - организация, предоставляющая услуги лизинга предприятиям, занятым в приоритетных сферах экономики.

Абылкасымова напомнила, что на базе «Даму» в 2025 году власти создали специальный гарантийный фонд, в который банки выплачивают взносы. Этот фонд создан для предоставления следующих видов гарантий:

  1. Для компаний, которые не имеют в собственности имущества, которое могло бы быть передано в залог банку. В данном случае гарантия выступает в качестве залога. 
  2. По лизинговым сделкам.
  3. По тендерам и государственным закупкам.
  4. По сделкам, связанным с будущими поставками.

Данный вид гарантии тоже является своеобразной финансовой льготой, но при этом он меньше всего искажает картину ценообразования на рынке в отличие от «простых» льготных кредитов. В этой связи АРФРР совместно с Национальным банком и правительством работает над тем, чтобы данный вид гарантий стал еще более доступным для бизнеса, и, как следствие, было меньше искажений в области ценообразования. 

Почему банки против льготного кредитования

В начале 2025 года финансовые эксперты Halyk Finance сделали вывод о том, что в реальности государственное финансирование бизнеса влияет на работу банковского сектора. Конкретно дело касается институтов развития. Именно они создают нездоровый перекос в свою пользу, так как выдают кредиты по низким ставкам и предоставляют прочие услуги на нерыночных условиях. 

Государство напрямую не вмешивается в работу банков, но тем не менее рассматриваемые институты развития определенным образом влияют на операционную банковскую деятельность. Данное влияние выражается:

  1. В перетягивании клиентов на свою сторону за счет сниженных ставок и прочих «лояльностей».
  2. Взятии на себя несвойственных функций. Речь идет о том, что институты развития начинают выступать в роли банков, предоставляя займы и прочие банковские услуги. 

Финансовое сообщество и аналитики требуют, чтобы участие государственных институтов развития в чисто банковской сфере было сведено к минимуму. По их убеждению, государство в лице институтов развития может вмешиваться в дела банков только в кризисные моменты. Причем такое вмешательство должно быть кратковременным. 

Представители банковского сектора настаивают на том, чтобы рассматриваемое ограничение было зафиксировано на законодательном уровне. В частности, требуется запретить льготное кредитование хозяйствующих субъектов или существенно снизить его долю. Поскольку предоставление займов со сниженными процентами становится причиной перекоса в распределении клиентского интереса. 

За счет этого перекоса льготное финансирование искажает картину рыночного ценообразования и распределение рыночных ресурсов.

Банкиры настаивают на том, чтобы государство прекратило льготное кредитование граждан и бизнеса. Однако они отметили, что государство по-прежнему может и должно субсидировать предпринимателей с использованием других инструментов. Например, с помощью предоставления гарантий или субсидирования процентной ставки. При этом, по мнению банкиров, субсидирование должно осуществляться не через кредитную организацию, а напрямую заёмщику. Либо данная субсидия может высчитываться из налоговых платежей предприятия-заёмщика с тем условием, что вычет будет отражаться в отчетности. 

По убеждению советника председателя правления Halyk Finance Мурата Темирханова все казахстанские кредиторы без исключения, включая банки, различные фонды и институты развития должны предоставлять финансовые услуги на одинаковых рыночных условиях. Это необходимо для соблюдения баланса в конкуренции и рыночном ценообразовании.

Выберите подходящий вариант займа, чтобы получить лучшие условия
Bereke Bank Кредит без залога онлайн
Онлайн кредит
На карту
Быстрое решение
Беззалоговый
На ремонт квартиры
Без первоначального взноса
На обучение
Кредит от 18 лет
ТОП 10
Сумма Срок
до 8 млн до 5 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 8,00 %
Подробней
Solva Карта Solva Lite
На любые цели
Быстрое решение
На карту
Микрокредит
Беззалоговый
Потребительский
Пенсионерам
На обучение
На неотложные нужды
Экспресс
Микро займи
Быстрый
Без потверждения доходов
С плохой историей
Автокредит
Без первоначального взноса
Кредит от 18 лет
Сумма Срок
до 4 млн до 3 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 19,90 %
Подробней
Home Credit Bank Карта рассрочки OZEN
На любые цели
Быстрое решение
Потребительский
До ЗП
На карту
Онлайн кредит
Экспресс
Быстрый
Доставка курьером
Сумма Срок
до 2 млн до 6 мес.
Время выдачи Ставка
1-10 минут Уточнить у партнера
Подробней
Home Credit Bank Кредит наличными
Беззалоговый
Наличными
По инн
Без первоначального взноса
На обучение
ТОП 10
На карту
Сумма Срок
до 9 млн до 5 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 19,00 %
Подробней
Halyk Bank Кредит без залога
Наличными
Беззалоговый
На ремонт квартиры
Без первоначального взноса
Сумма Срок
до 7 млн до 5 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 12,00 %
Подробней
Kaspi.kz Кредит Наличными
Беззалоговый
Наличными
Без комиссий
На ремонт квартиры
Без первоначального взноса
Сумма Срок
до 1 млн до 2 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 38,00 %
Подробней
Eurasian Bank Беззалоговый кредит наличными
На любые цели
Наличными
Беззалоговый
Пенсионерам
Без комиссий
На ремонт квартиры
Без первоначального взноса
ТОП 10
Сумма Срок
до 7 млн до 6 лет
Время выдачи Ставка
1-10 минут от 20,00 %
Подробней
Подбирай кредит прямо сейчас 🎉
Срок
Тип кредита