На первый взгляд кажется, что нет взрослого казахстанца, который бы не знал о том, что нельзя никому сообщать коды из смс. Но нет, еще встречаются такие доверчивые граждане. В статье мы решили дать пошаговую инструкцию для тех, кто все же сообщил код из смс.
Пресловутые четыре цифры нужны мошенникам для разных целей:
Злоумышленники используют специальные приемы убеждения, входя к жертве в доверие, выманивают необходимые им цифры. Одной из самых распространенных легенд являются звонки от сотрудников банка, которые яко бы обнаружили, что кто-то пытается оформить кредит на имя жертвы. Человеку под предлогом защиты его денег предлагают назвать код из СМС, с помощью которого можно будет заблокировать операцию. Затем на его номер телефона и вправду приходят пресловутые четыре цифры. Если их назвать, то мошенники совершат от имени этого человека какую-то операцию. В лучше случае оплатят дорогую покупку в интернет-магазин, а в худшем – возьмут кредит на несколько миллионов или «очистят» его депозитный счет.
Если без вашего ведома на ваш телефон поступило сообщение с кодом, вы должны знать несколько моментов:
В такой ситуации действовать нужно незамедлительно.
Во-первых, сразу нужно заблокировать все свои счета и карты. Сделать это можно через банковское приложение или позвонить в службу поддержки клиентов банка. По возможности, имеет смысл снять все деньги, которые хранятся на карте и банковском счете.
Во-вторых, выяснить, от какого сервиса или банка поступило сообщение с кодом. Эта информация всегда содержится в самом сообщении или в его названии. Узнав, компанию, от которой поступило сообщение, следует позвонить туда и сообщить о произошедшей ситуации и потребовать, чтобы никакие операции не проводились от вашего имени. Поскольку инициаторами этих операций являются неизвестные лица.
В-третьих, сменить логин и пароль в личном кабинете на портале Электронного правительства, если сообщение пришло от номера 1414, либо вообще удалить личный кабинет.
В-четвертых, следует как можно быстрее написать заявление в полицию. Лучше не ждать до завтра, а поехать в ближайшее отделение в этот же день. Заявление можно подать и онлайн на сайте Qamqor.kz. Для дистанционной подачи заявления потребуется электронно-цифровая подпись. Чем быстрее вы обратитесь в полицию, тем выше вероятность того, что мошенников найдут или хотя бы отследят пути, по которым «ушли» ваши деньги (если это, конечно, произошло).
Пару лет назад появилась схема, при которой мошенники, представляясь офицерами полиции, дознавателями или следователями, сообщали человеку о том, что некий «Иванов Иван Иванович» ходит по банкам и оформляет кредиты от его имени. При себе у него имеется доверенность на право получения денег, которая яко бы подписана жертвой собственноручно.
Верить в эту «сказку» ни в коем случае нельзя. Во-первых, не существует такой доверенности, которая бы давала право на получение кредита на имя третьего лица. Во-вторых, полиция не следит за всеми людьми, которые оформляют кредиты. Если вы действительно попадете в поле зрения правоохранительных органов, как потенциальная жертва преступления, вас вызовут официальной повесткой, а не телефонным звонком.
Нередки случаи, когда преступники представляются сотрудниками банков. Помните, настоящие банковские работники практически никогда не звонят своим клиентам лично. Поэтому если такое и произошло, обязательно обращайте внимание на то, что говорит человек на том конце провода.
Если вам говорят, что карта будет заблокирована или что неизвестные лица пытаются снять деньги с вашей карты или «повесить» на вас кредит, не теряйте бдительность. С помощью таких уловок мошенники пытаются обескуражить жертву, напугать, лишить возможности мыслить критически. В такой ситуации главное не паниковать и помнить, что настоящие сотрудники банка и так знают всю необходимую информацию о вас. Если вас просят назвать код из сообщения, логин, пароль, номер карты, знайте, что перед вами не сотрудник финансовой организации, а мошенник.
Здесь можно ответить однозначно – нужно прерывать разговор. Если вам продолжают настойчиво названивать, заблокируйте номер или на время отключите телефон. Ни в коем случае нельзя перезванивать самому или отвечать на повторные звонки.
Если же вы сомневаетесь, и вам кажется, что на том конце провода действительно сотрудник банка или полиции, спросите его фамилию, должность и уточните адрес подразделения, в котором он работает. Если звонивший представится по всей форме, положите трубку и позвоните в банк или отделение полиции, которое он назвал, и уточните, действительно ли здесь работает такой сотрудник.
Не нужно бояться выглядеть невежливым, прерывая разговор. Настоящий работник полиции или банка с пониманием отнесется к подобным мерам предосторожности. А мошенника не стоит жалеть.
Для получения решения по кредиту, пожалуйста, заполните свои данные
Нажимая «Продолжить», я даю согласие
на сбор и обработку персональных
данных, пользовательское соглашение