Сегодня стать жертвой кредитных мошенников, к сожалению, может каждый. При этом иногда люди не догадываются о том, что кто-то оформил на них заём до тех пор, пока сами не приходят в банк за кредитом. В статье наши эксперты разобрались, что делать, если банк не одобрил заявку из-за просрочек по займам, которые клиент не брал.
Говоря о просрочках по кредитам, которые клиент не оформлял, мы имеем в виду два случая:
В обоих случаях сведения в кредитной истории можно откорректировать, но действовать придется по-разному.
Перед тем, как приступить к оспариванию записи о просрочке, необходимо доказать факт мошенничества. Для этого придется пройти сложный путь продолжительностью в несколько месяцев.
Как только вам стало известно о мошенническом займе, незамедлительно пишите заявление в банк, выдавший деньги. В заявлении необходимо указать:
Одновременно с этим подается заявление в полицию. Подавать заявление имеет смысл только тогда, когда у вас имеются хотя бы минимальные доказательства ваших доводов. Это может быть распечатка телефонных звонков или сканированные копии переписки с неизвестными лицами, копии договоров, которые вы получили в банке, и т.п. Если ранее вы потеряли удостоверение личности, то обязательно приложите подтверждающую справку.
По факту вашего обращения полиция обязана провести доследственную проверку. Если имеются копии договоров, то будет проведена подчерковедческая экспертиза, которая призвана доказать подлог. Отслеживаются банковские счета, на которые были переведены кредитные средства.
Вся сложность заключается в том, что сотрудники полиции крайне неохотно берутся за подобные дела из-за сложной процедуры доказывания. Задача пострадавшего заключается не только в том, чтобы дождаться результатов их работы, но и часто самостоятельно побуждать сотрудников полиции к активным действиям. Не исключено, что придется не только собирать доказательства преступления, но и постоянно писать жалобы на халатное отношение полиции.
Если следствие установит личности преступников, а самое главное, их местонахождение, дело будет передано в суд. При наличии достаточной доказательной базы мошенники будут привлечены к уголовной ответственности. Когда соответствующий приговор суда вступит в силу, вам необходимо вновь обращаться в банк с требованием аннулировать сделку и списать начисленную задолженность.
Как правило, банки не реагируют на подобные требования, пусть даже они и подкреплены приговором суда и материалами следствия. Ведь чаще всего на данном этапе средства уже автоматически списываются со счетов самого пострадавшего, и банку нет смысла менять ситуацию, ведь свои деньги он получает.
Если банк промолчит в ответ на ваше требование или ответит отказом, следует обращаться в общегражданский суд с иском о признании кредитной сделки недействительной. Победа возможна только, если у вас на руках будут все козыри:
итак, если суд вынесет решение о признании сделки недействительной, банк не только вернет вам все, что ранее было удержано по незаконной сделке, но и аннулирует ее саму. В этом случае вы имеете право оспорить записи об этом долге в кредитной истории.
В этом случае исправить запись в кредитной истории куда проще. Нужно получить персональный кредитный отчет, уточнить информацию о задолженности и подготовить опровергающие документы. В нашем случае это будут квитанции о внесении ежемесячных платежей, подтверждающие отсутствие долга в действительности. Затем приступают к оспариванию записи в кредитной истории.
Как при мошенническом кредите, так и при технических ошибках отмена записи в кредитной истории проходит по одной и той же схеме.
Вначале необходимо получить «свежий» кредитный отчет. Сделать это можно через портал Электронного правительства или на сайте Первого кредитного бюро. /Одни раз в год выписка выдается бесплатно, а при всех последующих запросах услуга стоит 400 тенге.
Затем необходимо подготовить документы в зависимости от обстоятельств дела – приговор суда, материалы следствия, квитанции и т.п. Их необходимо отсканировать, поскольку оспаривание происходит в режиме онлайн и документы прикрепляются к заявлению в электронном виде. После подготовки документов приступают к оспариванию записи.
Сделать это можно способами:
В обоих случаях срок рассмотрения обращения 15 дней. За это время банк вносит изменения в кредитную историю, о чем уведомляется заявитель. Чтобы убедиться в том, что изменения действительно внесены, следует повторно получить персональный кредитный отчет и проверить те моменты, которые вызывали нарекания. Если все в порядке, можно вновь подавать заявку на получение кредита.