Чтобы получить финансирование в банке индивидуальный предприниматель должен подтвердить свою платежеспособность. Как это сделать, и какие документы собрать, читайте в нашем материале.
Платежеспособность субъекта малого бизнеса можно увидеть следующих документов:
Далее все эти варианты рассмотрим по отдельности.
Данная разновидность справки носит название «Ф-6», получить ее можно на портале Электронного правительства.
В случае недостаточности финансов, банк может рассматривать имущество, как потенциальную базу для возврата займа. То есть если заёмщик перестанет выплачивать долг, банк сможет обратить свои притязания на недвижимость.
Причем речь идет не только о залоговых программах, когда предмет залога по умолчанию переходит в собственность кредитора, но и об обычных потребительских кредитах. Даже если имущество не находится в залоге у банка, он может подать на должника в суд, выиграть, а затем передать дело судебному исполнителю. Судебный исполнитель, в свою очередь, реализует имущество должника, а выручку получит банк в счет погашения долга.
Согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» индивидуальные предприниматели могут не вести бухучет в следующих случаях:
Несмотря на отсутствие обязанности вести бухгалтерский учет, индивидуальный предприниматель должен фиксировать свои доходы в налоговых регистрах. Налоговыми регистрами называются документы, содержащие сведения об объекте налогообложения. Это могут быть книги доходов и расходов, книги приобретенных товаров, работ и услуг и т.п. ИП имеет право разработать собственные варианты налоговых регистров.
Для фиксации доходов в регистрах применяются:
По окончании отчетного периода показатели доходов и расходов собираются, и на их основе рассчитывается налогооблагаемая база. Информация о доходах, расходах и налогооблагаемой базе отражается в налоговой декларации.
Сложность подтверждения платежеспособности с помощью декларации заключается в том, что сдается она только один раз в году. То есть на момент подачи заявки на кредит декларация может быть уже «несвежей». Большинство банков требуют, чтобы этот документ был оформлен в течение 6 месяцев, предшествующих подаче заявки. Если этот срок больше, то заявку могут не одобрить.
Справку о доходах индивидуальному предпринимателю выдает местный департамент Управления государственных доходов (Налоговая служба). Получить этот документ можно двумя способами:
В справке о доходах содержится ФИО (наименование) ИП, его адрес регистрации, сведения полученной прибыли за отчетный период и о налоговых отчислениях. Самостоятельно выдавать себе справку о доходах индивидуальный предприниматель не имеет права.
Наличие постоянных пенсионных отчислений учитывается банком при решении вопроса об одобрении заявки. Чем выше эти отчисления, тем выше вероятность получения кредита. Но важно понимать, что одной только выписки из ЕНПФ не достаточно. Поскольку банки рассматривают все документы, подтверждающие платежеспособность, в совокупности.
Получить выписку можно на сайте ЕНПФ, в личном кабинете пользователя или непосредственно в местном отделении Пенсионного фонда.
Каждый банк разрабатывает собственный список документов, которые ИП должен предоставить вместе с заявкой. Но существует и базовая документация, необходимая во всех случаях:
Стоит отметить, что большинство кредитных программ для субъектов малого бизнеса являются целевыми. То есть могут быть израсходованы строго на предпринимательские цели – приобретение оборудования, пополнение оборотных средств, покупку коммерческой недвижимости и т.п. Банк имеет право контролировать направления расходования средств, и если обнаружит, что ИП тратит деньги не туда, куда нужно, может расторгнуть договор и потребовать вернуть весь кредит раньше срока.