Еще 10-12 лет назад экономия на покупках не требовала больших усилий. Для этого достаточно было просто реже ходить по магазинам. Сегодня с развитием интернет-торговли появилась возможность совершать покупки, не выходя из дома или офиса. Соблазнов потратить деньги стало больше. Как в такой ситуации научиться экономить, мы разобрались в статье.
Пожалуй, самый распространенный способ экономии на продуктах – это покупка по акциям. Все сетевые супермаркеты продают некоторые виды товаров по сниженным ценам. Это зависит не от их качества или срока годности (со скидками продаются вполне качественные и вкусные продукты). Скидки делаются с целью привлечения клиентов или для того, чтобы продать то, что «плохо берут». В общем, ваша задача заключается в том, чтобы искать на полках магазина товары с желтыми ценниками. Так вы сможете, во-первых, сэкономить «энную» сумму денег, а во-вторых, позволить себе то, что было не по карману по обычной цене.
Существует и другая разновидность акций – это скидочные карты. Предлагаются они не во всех магазинах, а в основном, там, где продаются непищевые товары – косметика, одежда, обувь, спортивный инвентарь и т.п. Скидочные карты бывают трех видов:
Некоторые торговые организации, чтобы повысить интерес покупателей, начисляют бонусы за каждую покупку или за каждый товар в отдельности. С их помощью можно оплачиваться в следующий раз. Как правило, срок действия бонусов короткий. Это делается для того, чтобы посетитель побыстрее совершил повторную покупку.
Скажем сразу, что обращать внимание на скидки, бонусы и прочие акции следует с осторожностью. В первую очередь, это средство маркетинга, которое магазины используют не для пользы покупателей, а для того, чтобы повысить свою прибыль. Поэтому покупать по акциям имеет смысл только те продукты и вещи, которые вам действительно нужны.
Перед тем, как отправиться в магазин, составляйте список вещей и продуктов. Проверьте, какие продукты еще не закончились, а какие нужно докупить. Если в семье 3-4 человека, скорее всего, нет смысла делать большие запасы впрок. Поскольку в тех же крупах и макаронах, когда они долго хранятся, заводятся насекомые. В таком случае продукты придется выбросить. Покупать еду лучше по мере того, как она заканчивается или истекает ее срок годности.
На первый взгляд этот совет выглядит смешно и даже абсурдно. Какая связь между обедом и покупками, спросите вы? Совершенно определенная. Согласно данным социологических исследований, голодный человек покупает больше ненужных продуктов и тратит на 20% больше. Если не верите, можете убедиться на собственном опыте. Как-нибудь отправьтесь в супермаркет без завтрака или без обеда и увидите, сколько ненужной еды вы купите при этом.
Ученые считают, что на такие «голодные» покупки человека толкает гормон под названием грелин. Его выделяет наш желудок, когда в нем ничего нет. Именно грелин заставляет мозг искать как можно больше калорий, чтобы употребить их и не умереть с голода.
Покупка готовой еды экономит время, но не деньги. Во-первых, салат или плов из магазина не сравняться по качеству с домашними аналогами. Во-вторых, стоимость готовой порции куда выше, чем стоимость отдельных продуктов, из которых дома вы приготовите такое же количество еды.
В этот же раздел можно отнести и продукты в виде нарезки. В магазинах часто встречаются уже нарезанный хлеб или ломтики ветчины на подложке. Такие упаковки стоят куда дороже аналогичного количества продукта в целом виде. Неужели дома вы не сможете порезать рыбу или колбасу самостоятельно?
Кстати немытые овощи и фрукты тоже продаются дешевле своих вымытых «друзей», а храниться при этом будут дольше.
Сравнивать по стоимости можно не только аналогичные товары на одной полке, но и в разных магазинах. К примеру, вы посещаете один супермаркет и несколько маленьких магазинов поблизости от дома. Сравните стоимость одинаковых продуктов, найдите, где дешевле и покупайте их только там. Например, в одном месте дешевле молоко и хлеб, в другом – мясо и рыба.
Мерчендайзеры и продавцы изобретают все больше уловок, заставляющих покупателя раскошелиться. Например, самые дорогие товары всегда выставляются на уровне глаз взрослого человека или ребенка. Многие родители замечают, что маленькие дети берут с полок самые дорогие шоколадки или упаковки леденцов с самым высоким ценником. Все просто. Их специально раскладывают таким образом, в расчете на то, что взрослые безотказно покупают детям «вкусняшки», не обращая внимания на их стоимость.
Это же касается и самих родителей. В 70% случаев мы покупаем то, что нам специально подкладывают продавцы на самые «ходовые» полки.
Еще одним классическим способом стимулировать человека к лишним тратам выступает приятная музыка. Слушая ненавязчивую мелодию, мы расслабляемся, иногда прислушиваемся к словам песни и, теряя концентрацию, бросаем в корзину все, что нравится, не глядя на цены.
Еще один способ – это правило правой руки. Поскольку большинство людей – правши, на правых полках всегда располагаются так называемые продукты импульсивного спроса. Люди покупают их, повинуясь сиюминутным порывам, считая их цену приемлемой. Мерчендайзеры, зная об этой особенности, выкладывают на праве полки довольно дорогой товар, а дешевые аналоги «прячутся» чуть дальше.