В кредитной истории отражаются все действия заёмщика, связанные с оформлением и возвратом банковских займов. Иногда встречаются случаи, когда информация в кредитной истории отображается некорректно. Это бывает из-за технических сбоев или пресловутого человеческого фактора. В статье мы разобрались, что необходимо предпринять, чтобы исправить ошибку в кредитной истории.
Опасность ошибок, содержащихся в кредитной истории, заключается в том, что из-за них человек может быть лишен возможности оформить новый заём. Банки никогда не уточняют, почему не одобрили ту или иную заявку, и часто клиентам остается только догадываться о причинах отказа. Чтобы свести риски отказа к минимуму необходимо регулярно проверять свою кредитную историю, запрашивая персональный кредитный отчет.
Запросить такой отчет можно разными способами:
Количество запросов закон не ограничивает. При необходимости можно делать это хоть каждый день. Но бесплатно услуга предоставляется только один раз в год, все остальные запросы платные. Их стоимость 400 тенге.
В персональном кредитном отчете указывается вся информация о действующих и погашенных кредитах:
Ошибки могут скрываться в любом из указанных пунктов, начиная от неправильного написания имени и фамилии и заканчивая несуществующими просрочками платежей и «висящими» задолженностями по закрытым договорам. В любом случае, вне зависимости от характера, ошибки должны быть исправлены.
Речь идет о поставщике недостоверной информации, то есть о банке, допустившем ошибку. Обращаться нужно с письменным заявлением, в котором указаны ФИО, ИИН и контактные данные клиента, суть неточности – неверное написание персональных сведений, ошибочно вписанная задолженность и т.п., а также просьбе об устранении данного недостатка.
В процесс рассмотрения обращения банк изучит кредитную историю клиента и проведет проверку. Если выяснится, что ошибка действительно имеет место, банк обязан незамедлительно ее устранить и сообщить об этом заявителю.
Но бывают случаи, когда банк не считает спорную информацию ошибочной и отказывает клиенту в устранении недостатка. В таком случае действовать нужно следующим образом.
В первую очередь, необходимо получить персональный кредитный отчет, содержащий ошибку. Если в того момента, когда вы получили отчет, прошло уже более 15 дней, то его придется запросить повторно.
Чтобы оспорить запись в кредитном отчете, нужно зарегистрировать личный кабинет на сайте Первого кредитного бюро (ПКБ). Для этого потребуется электронно-цифровая подпись. Причем нужна она не только для авторизации на сайте, но и для дальнейшего оспаривания записи. После регистрации личного кабинета на ресурсе ПКБ, на его главной странице следует войти в раздел «Персональный кредитный отчет», а затем в подраздел «Мои отчеты». В этом подразделе содержатся вся информация из кредитной истории.
Если кредитный отчет был выдан клиенту относительно недавно, то на главной странице сайта ПКБ необходимо войти в раздел «Оспаривание информации». Здесь размещены все сведения о данной услуге, в том числе указано, что она является бесплатной. Внутри раздела «Оспаривание информации» имеется вклада «Получение», в ней находятся все сведения кредитной истории, в том числе, и те, с которыми пользователь не согласен. Найдя тот пункт, который вызывает нарекания, клиент нажимает на кнопку «Оспорить».
Затем его вниманию будет представлена электронная форма заявления. В окне с названием «Текст оспаривания» следует описать все спорные моменты. Например, просрочки, с которыми не согласны, открытые задолженности, которые в действительности погашены и т.п. К тексту желательно приложить доказательства. Это могут быть фотографии или сканированные копии квитанций об оплате (если речь идет о просрочках), удостоверения личности (если неправильно написаны ФИО) и т.п.
Заполненное заявление подписывается электронно-цифровой подписью и поступает на рассмотрение в ПКБ. Обращение рассматривается 15 дней. В течение этого времени кредитное бюро проводит специальную проверку. В случае подтверждения информации об ошибке, в кредитную историю вносятся необходимые изменения. Если при проверке выяснится, что спорные сведения являются достоверными и корректными, в личный кабинет пользователя на сайте ПКБ поступит соответствующее сообщение. В нем будут указаны причины отказа и рекомендации по дальнейшим действиям.
С итогами рассмотрения пользователь может ознакомиться самостоятельно. Для этого необходимо войти в раздел «Оспаривание информации», «Мои оспаривания».
Юридически запись в кредитной истории о «мошенническом» займе ошибкой называть не совсем правильно. Почему? Отвечаем.
Ниже мы будем говорить исключительно об онлайн-кредитовании, когда сделка совершается дистанционно. Поскольку мошенники пользуются именно такой схемой оформления.
С одной стороны выдача займа, пусть даже несанкционированного, проходит по общеустановленному регламенту. Заявитель подает заявку, указывает данные удостоверения личности, номер телефона, зарегистрированный на данный ИИН и, самое главное, вводит код подтверждения из смс. В такой ситуации финансовая организация не может проверить, кто действительно выступает подателем заявки – владелец удостоверения личности или злоумышленники, незаконно завладевшие его персональными данными.
То есть по умолчанию банк не допускает никаких нарушений. Поэтому соответствующая запись в кредитной истории является достоверной до того момента, пока официально не будет зафиксировано обратное. То есть до тех пор, пока пострадавший в установленном порядке не докажет, что заём на его имя оформили мошенники.
Для этого необходимо, в первую очередь, обратиться в банк с заявлением о выдаче незаконного кредита. Затем подать заявление в полицию и добиться возбуждения уголовного дела и, самое главное, добиться того, чтобы следствие установило личности преступников и привлекло их к уголовной ответственности. Только после того, как суд вынесет соответствующий приговор, можно требовать аннулирования банковской сделки и впоследствии оспаривать запись в кредитной истории.