При оформлении кредита на развитие малого предприятия финансовые организации нередко требуют бизнес-план. Это документ, описывающий коммерческую идею, ее рентабельность, уровень дохода, а также возможности воплощения в жизнь. Какие аспекты индивидуальный предприниматель должен включить в бизнес-план, как его разработать и какие особенности учесть, читайте в статье.
Каждый проект индивидуален. Закон не устанавливает единого образца для составления этого документа. Главная задача, которую должен решать бизнес-план, заключается в том, чтобы убедить банк в жизнеспособности и прибыльности малого предприятия.
Кстати, пожелания по структуре и форме документа могут быть и у самого банка. В таком случае предпринимателю придется составлять план в соответствии с предоставленным образцом. При этом существуют и общие положения, которые необходимо включать в любой бизнес-план, независимо от специфики предприятия и требований банка. В него входит:
Сокращенное описание, дающее обобщенное представление о самом проекте и его особенностях, преимуществах, доходности и возможных рисках.
Некачественное резюме может испортить впечатление даже от самого качественного проекта. Поэтому особое внимание нужно уделить его составлению. Наилучшим вариантом для резюме будет использование так называемой «выжимки» из всех последующих разделов. Такой подход позволит максимально сжато и понятно передать суть и особенности предприятия.
Это уже не резюме, которое охватывает весь проект в целом, а описание самого продукта (товара, услуги), его актуальности, полезности, уникальности и обоснование его востребованности у потребителя. Следует также указать и внешний вид продукта. Если это товар, то его физические параметры – размер, массу, количество составных деталей и т.п. Если речь идет об услугах, то описываются особенности их оказания, специфика работы мастера.
Если у предпринимателя имеются патенты, лицензии, свидетельства об уровне квалификации, их тоже необходимо указать в общем описании.
В описании можно не только рассказать о продукте, но и указать стартовые позиции для начала производства:
В этой главе описывается и сама форма бизнеса (в нашем случае это ИП), место изготовления товара или предоставления услуги, места складирования сырья и готового продукта.
Эта глава плана состоит из изучения предложения и спроса на данный продукт на рынке. Анализ должен включать:
Кроме этого маркетинговая глава содержит рекламную стратегию (варианты продвижения). Стратегия включает:
Маркетинговая стратегия должна быть как можно более реалистичной.
Технологическое описание (описание производственного процесса)
Этот этап является основой для последующего финансового расчета. В технологическом описании закладываются такие показатели, как:
Технологический (производственный) процесс – это основа бизнеса. Поэтому предприниматель должен показать максимально подробно. Кредитор должен увидеть, насколько рационально расходуются ресурсы и каких затрат требует производство.
В разделе приводится финансово-экономическое обоснование проекта, его денежная рентабельность и целесообразность. В финансовом расчете указывается объем доходов и расходов предприятия в разные периоды его функционирования. Финансовые расчеты состоят из расходной и доходной части.
В расходной части содержится информация о:
В доходной части указываются объемы ожидаемой выручки от продажи товаров или оказания услуг. Источником информации для доходной части является маркетинговый план. В нем содержатся сведения о возможных ценах продажи, объеме спроса и предложения. Из этих данных можно сделать вывод о суммах планируемой прибыли.
Основные риски бизнеса бывают производственными, финансовыми и коммерческими.
Производственные риски, связаны с возможной остановкой производства, нарушением поставок, порчей исходного сырья или готового продукта. Причины могут быть разные – аварии, стихийные бедствия, забастовки ит.п.
Финансовые риски – это потенциальная невозможность погашать кредиты, выплачивать заработную плату и исполнять другие денежные обязательства перед третьими сторонами.
К коммерческим рискам относится остановка продаж, отсутствие спроса, внезапное подорожание исходного сырья и т.п.
Данный раздел плана предлагает способы, минимизирующие возможность наступления названных рисков, а также способы устранения и минимизации их последствий. Например, создание денежного резерва, страхование имущества от несчастных случаев, смена ненадежного поставщика и т.п.