С начала 2024 года в Казахстане введен в действие новый механизм пенсионных отчислений. Как эти правила отразятся на настоящей и будущей жизни граждан, и что о них думают эксперты, читайте в нашем материале.
Утвержден новый ранее неизвестный тренд в пенсионных накоплениях – ОПВР (обязательные пенсионные взносы работодателя). По-другом эти взносы называют условно-накопительным компонентом
Суть его заключается в том, что помимо тех 10%, которые удерживаются с каждой зарплаты в ЕНПФ, теперь работодатель будет отчислять каждому работнику из собственного бюджета определенный процент пенсионных взносов.
Ежегодно размер взносов работодателя будет повышаться:
В Минтруда уверены, что эта мера будет способствовать денежного довольствия пожилых казахстанцев. Однако никто не задумывается о том, что большинству частных компаний, особенно из сегмента малого бизнеса, попросту неоткуда взять деньги на дополнительные выплаты. В виду чего изыматься эти средства будут из зарплат самих же работников, несмотря на то, что государство прямо указало на то, что ОПВР выплачивается из собственных средств работодателя.
Финансовый эксперт, экономист Галымжан Айтказин считает, что нововведение хорошо для работников, но для многих работодателей может стать непосильной нагрузкой. Из-за этого повышается риск перехода некоторых предприятий в теневой сектор. Также эксперт уверен, что при внедрении ОПВР власти Казахстана не учли спорные моменты. В частности, возможность досрочного изъятия пенсионных взносов.
Так законодатель не вспоминал об обеспечении достойной пенсии своим гражданам, когда разрешил досрочно снимать часть пенсионных накоплений для покупки жилья. Айтказин привел цифры, что только за 2021 года из ЕНПФ казахстанцы забрали 2,9 триллиона тенге, из которых 80% было израсходовано на покупку домов и квартир. В 2022 году сумма снятий была меньше, но тоже очень существенная – 943 миллиарда тенге.
Теперь же, когда активы ЕНПФ заметно «похудели» из – за этих досрочных изъятий, законодатель решил «залатать дыры» за счет работодателей. Кроме этого эксперт считает, что сохранность пенсионных отчислений в рамках нового порядка находится под угрозой. Поскольку средства казахстанцев в очередной раз направили на решение экономических проблем страны. В частности 1,5 триллиона тенге из Пенсионного фонда в 2023 году были перечислены на финансирование энергетической отрасли.
Кстати ОПВР будет выплачиваться не за всех работников без исключения, а только за тех, кто рожден в 1975 году и позднее.
С введением в действие обязательных пенсионных взносов работодателя пенсионная система Казахстана разделилась на накопительную (когда работник платит сам) и условно-накопительную (когда к взносам работника прибавляются деньги работодателя).
Условно-накопительная система будет действовать в отношении граждан, рожденных в 1975 году и позднее, а в отношении остальных лиц – прежний накопительный механизм.
Итак, каковы же плюсы и минусы старой и новой системы? Об этом с нами поделился своим мнением финансовый эксперт, экономист Даурен Нурмухамбетов.
Он убежден, что главный положительный аспект прежней пенсионной системы заключается в том, что она отрабатывалась на протяжении десятков лет и имеет понятные и отлаженные механизмы управления. Архитектура системы такова, что никакие факторы не могут на нее влиять, ни демография, ни коэффициент замещения и т.п. Однако такая изолированность является одновременно и минусом системы.
Государство не имеет возможности прямо влиять на объемы накоплений и стимулировать их рост. Хотя именно это и является главной задачей власти в отношении пенсий – сохранять и накапливать. Изолированность прежней пенсионной системы крайне осложнила выполнение этой задачи. Ведь пенсионные накопления изолированы от фондового рынка.
По словам эксперта новая условно-накопительная система в этом отношении дает более обширные возможности для наращивания капитала. Свобод и выгод она предлагает гораздо больше, чем прежний механизм. При такой системе пенсионные накопления могут быть вложены в инвестиционные инструменты фондового рынка.
Основная особенность условно-накопительной системы – это принцип солидарности работника и работодателя, которые вкладываются в пенсионный фонд вместе. В новых условиях финансовая нагрузка на государство снизится, но коэффициент замещения утраченного заработка при этом будет оставаться на нормальном уровне. Коэффициентом замещения называют ту часть дохода, которую человек теряет при выходе на пенсию, и эту же потерянную часть дохода будет замещать его ежемесячная пенсия. При условно-накопительной системе коэффициент замещения будет держаться на уровне 40%. Законодатель считает эту цифру приемлемой. Хотя в развитых государствах этот показатель составляет 70%.
Что касается минусов нового механизма, то Нурмухамбетов отметил отсутствие фиксации условий. То есть суммы взносов являются фиксированными (1,5%, 2,5%, 3,5%, 4,5%, 5%), а условия по их выплате – нет. До тех пор, пока пенсионеров, входящих в условно-накопительную систему, относительно не много, система будет работать нормально – денег будет хватать всем. Но в будущем количество пенсионеров и продолжительность их жизни будет расти. Например, всем известно, что Казахстан переживал пик рождаемости в 2000-х годах. Теперь через 6-10 лет, граждане, рожденные в это время, начнут свою трудовую деятельность. При этом официально трудоустроиться смогут далеко не все. Ведь рынок труда в стране не вызывает оптимизма.
Рост трудоспособного населения приведет к повышению уровня безработицы, «утечке мозгов», к развитию неофициальной занятости. Все эти моменты негативно отразятся на работе условно-накопительной системы. Правительство должно решать проблему безработицы и создания рабочих мест, развивать деловой климат, позволяющий открывать как можно больше частных предприятий. В противном случае условно-накопительную систему в Казахстане ждет крах.