Прежде, чем ответить на этот вопрос, напомним, что блокировка и арест – это не одно и то же. Арест означает запрет на снятие определенной суммы денег с сохранением возможности их поступления на счет. Инициировать эту меру воздействия может только суд. Блокировка же означает приостановку как расходных, так и приходных операций. В некоторых случаях она является следствием судебного ареста, а в некоторых производится по инициативе банка. В статье разберем ситуации, при которых финансовые организации блокируют счета своих клиентов, и расскажем о правила разблокировки.
Банк приостанавливает приходно-расходные операции по следующим основаниям:
По требованию клиента обычно блокируется платежная карта, а не сам счет. Так, решение о приостановлении операций банк принимает, если:
Чтобы это сделать, необходимо устранить причины блокировки.
Например, если операции приостановлены из-за долгов по налогам, их необходимо погасить. ИП или представитель юридического лица должен предъявить в банк платежное поручение на оплату налоговой задолженности. Банк обязан поручение принять и перечислить нужную сумму на реквизиты УГД. Вы спросите, как это возможно при заблокированном счете? Отвечаем. Согласно п.2 ст.611 НК РК, приостановка расходных операций не распространяется на уплату налогов, таможенных платежей и ОПВ.
Если поводом для ареста с частичной блокировкой стало решение суда, нужно его исполнить или отменить через вышестоящий суд. В случае оплаты долга клиент передает судебному исполнителю подтверждающий документ (чек, квитанцию и т.п.), а судебный исполнитель в течение 1 дня после этого направляет в банк требование о снятии ареста.
Если же арест наложен судом в рамках рассмотрения иска, избавиться от обременения можно, направив соответствующее заявление на имя судьи, вынесшего постановление. Естественно, что для этого необходимо основание. Например, суд отказал истцу ввиду неправомерности его требований, стороны примирились в процессе рассмотрения, ответчик погасил долг и т.п.
Что касается блокировки по причине подозрительных операций, то здесь финансовая организация действует по собственному усмотрению. Равно, как и критерии «подозрительности», эти действия недоступны широкой публике. Однако если банк ошибся, и операция по счету на самом деле носит законный характер, вы можете направить туда заявление, где разъясните истинное положение дел. По возможности к заявлению приложите подтверждающие документы.
Банк не имеет права приостанавливать доступ к счетам, на которые поступают:
Чтобы избежать проблем получателям рекомендуется открывать специальные счета, на которые будут поступать исключительно указанные выплаты. Для открытия спецсчета в банк пишут заявление с указанием назначения выплат – алименты, жилищное пособие и т.п. К заявлению прилагают копию удостоверения личности получателя, а также документы, являющиеся основанием для назначения выплат.
Иногда в интернете пользователи жалуются на то, что некоторые банки блокируют их карты без объяснения причин. Такое поведение со стороны сотрудников финансовой организации недопустимо. Банк по требованию клиента обязан в письменном виде разъяснить основания, по которым произошла блокировка счета или карты.
Клиент, в свою очередь, имеет право подать жалобу на действия кредитной организации в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Если на данном уровне жалоба останется без удовлетворения, при несогласии с ответом Агентства гражданин вправе обратиться в суд. Одновременно с этим можно направить жалобу и в местную прокуратуру.